НА ГЛАВНУЮ БАЗА ДАННЫХ О КОМПАНИИ НОВОСТИ АНАЛИТИКА  

ГИД ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

АДЫГЕЯ республика  
АЛТАЙ республика  
АЛТАЙСКИЙ край  
АМУРСКАЯ область  
АРХАНГЕЛЬСКАЯ область  
АСТРАХАНСКАЯ область  
БАШКОРТОСТАН республика  
БЕЛГОРОДСКАЯ область  
БРЯНСКАЯ область  
БУРЯТИЯ республика  
ВЛАДИМИРСКАЯ область  
ВОЛГОГРАДСКАЯ область  
ВОЛОГОДСКАЯ область  
ВОРОНЕЖСКАЯ область  
ДАГЕСТАН республика  
ЕВРЕЙСКАЯ АО  
ИВАНОВСКАЯ область  
ИНГУШЕТИЯ республика  
ИРКУТСКАЯ область  
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ р-ка  
КАЛИНИНГРАДСКАЯ область  
КАЛМЫКИЯ республика  
КАЛУЖСКАЯ область  
КАМЧАТСКИЙ край  
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ р-ка  
КАРЕЛИЯ республика  
КЕМЕРОВСКАЯ область  
КИРОВСКАЯ область  
КОМИ республика  
КОСТРОМСКАЯ область  
КРАСНОДАРСКИЙ край  
КРАСНОЯРСКИЙ край  
КУРГАНСКАЯ область  
КУРСКАЯ область  
ЛЕНИНГРАДСКАЯ область  
ЛИПЕЦКАЯ область  
МАГАДАНСКАЯ область  
МАРИЙ ЭЛ республика  
МОРДОВИЯ республика  
МОСКОВСКАЯ область  
МУРМАНСКАЯ область  
НЕНЕЦКИЙ АО  
НИЖЕГОРОДСКАЯ область  
НОВГОРОДСКАЯ область  
НОВОСИБИРСКАЯ область  
ОМСКАЯ область  
ОРЕНБУРГСКАЯ область  
ОРЛОВСКАЯ область  
ПЕНЗЕНСКАЯ область  
ПЕРМСКИЙ край  
ПРИМОРСКИЙ край  
ПСКОВСКАЯ область  
РОСТОВСКАЯ область  
РЯЗАНСКАЯ область  
САМАРСКАЯ область  
САРАТОВСКАЯ область  
САХАЛИНСКАЯ область  
СВЕРДЛОВСКАЯ область  
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ р-ка  
СМОЛЕНСКАЯ область  
СТАВРОПОЛЬСКИЙ край  
ТАМБОВСКАЯ область  
ТАТАРСТАН республика  
ТВЕРСКАЯ область  
ТОМСКАЯ область  
ТЫВА республика  
ТУЛЬСКАЯ область  
ТЮМЕНСКАЯ область  
УДМУРТСКАЯ республика  
УЛЬЯНОВСКАЯ область  
ХАБАРОВСКИЙ край  
ХАКАСИЯ республика  
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО  
ЧЕЛЯБИНСКАЯ область  
ЧЕЧЕНСКАЯ республика  
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ край  
ЧУВАШСКАЯ республика  
ЧУКОТСКИЙ АО  
ЯКУТИЯ (республика САХА)  
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО  
ЯРОСЛАВСКАЯ обл.  

АНАЛИТИКА


17.03.2009    Агентство Expedition Media составило портрет региональных автомобильных журналов

Автосегмент – один из тех, кто с началом кризиса наиболее серьезно сократил рекламу в региональной прессе. Это «увело» с рынка часть местных автомобильных журналов. Что представляют собой оставшиеся и как они намерены пройти опасный экономический поворот?

В феврале 2009 г. агентство Expedition Media провело анкетирование руководителей автомобильных журналов крупнейших региональных центров РФ. На вопросы ответили главные редакторы 22 изданий из 12 городов-миллионников.

Опрошены представители только локальных (местных) журналов и межрегиональных (нефедеральных) проектов.

Получена информация по общим характеристикам данных СМИ (учредители, выходные данные, портрет аудитории), содержанию, рекламной политике, системе распространения, особенностям работы в новой экономической ситуации, состоянию рынка автомобильной прессы городов.

Опрос выявил много схожего: в параметрах изданий, их редакционных установках, проблемах, оценках последствий кризиса. А также показал, что, несмотря на все катаклизмы, основные рекламные площадки в регионах сохраняются: автомобильные журналы живы и планируют развиваться.

Общие характеристики журналов*

1. Учредители и издатели

100% опрошенных изданий - коммерческие проекты. Большинство учреждено обществами с ограниченной ответственностью (13 изданий из 22-х) и физическими лицами (шесть изданий).

В более 75% случаях издательская деятельность является основной для учредителей СМИ.

Около половины автомобильных журналов работают в составе медиагрупп, объединяющих прессу разных форматов. В частности:

- ИД «Издатель», Ростов-на-Дону (журналы «Автоарена», «Реальный Бизнес», HI HOME, PLEASURE),

- ИД «Проспект», Омск (журналы New Auto, The Chief, «Бизнес Недвижимость», «СОМ», «Новый Адрес», газеты «Автопроспект», «Лучшие вакансии», «Проспект» и др.),

- ИД «Премьер», Омск (журналы «АвтоОмск», «Теленеделя. Омск», «Омская Недвижимость», «Элитная Недвижимость», «Омские новостройки», «Коммерческая недвижимость», газета «Денежный вопрос»),

- ИД «Все для Вас», Волгоград (специализированное издание «Автоград 34», газеты «Все для Вас», «Ваша газета», «Ваш Дом. Волгоград»),

- ИД «Эпиграф», Новосибирск (журналы «Автосалон», «Дорогой Новосибирск», газеты «Метрополис-Новосибирск», «Эпиграф»),

- ИД «Предприниматель», Екатеринбург (журналы «Урал Трак техника», «Печатный бизнес», «Продуктовый бизнес», «Мебель крупным планом», «Урал Трак сервис», «Строительные материалы и услуги» и др.).

На этом фоне исключение из правил – издательства, специализирующиеся на автомобильной прессе. Таковым среди участников опроса было одно - ИД «Автовитрина», Санкт-Петербург (газета «Автовитрина Петербурга», журналы «Лучший АвтоВыбор», «Оборудование для автосервиса», «Коммерческий автотранспорт», «Специальная техника»).

2. Выходные данные

Основная масса журналов открылась в 2002-2007 годах. Наряду с ними присутствуют как старожилы, так и новички. Ряд изданий работают с конца 90-х годов: «АвтоОмск» (1997 г.), «Автостоп» (Екатеринбург, 1998 г.), «Колеса», «Лучший АвтоВыбор» (Санкт-Петербург, 1998 г.), «Иномарка» (Нижний Новгород, 1999 г.). В прошлом году вышли в свет новосибирский «Автосалон», казанский Crazy CAR, уфимский «Штурман».

Автомобильные журналы в городах-миллионниках, как правило, выпускаются ежемесячно (45% опрошенных) либо еженедельно (около 25%). В отдельных случаях практикуется периодичность 10 раз в год, два раза в месяц, раз в три или два месяца.

Заявленные тиражи – от 1,5 тыс. до 50 тыс. экземпляров. Около половины изданий заявляют тиражи от 10 тыс. экземпляров.

Объем изданий в целом колеблется от 24-48 до 160-200 страниц. Около 70% журналов (15 СМИ) выходит объемом до 100 страниц.

18 анкетируемых из 22-х определили формат своего журнала как рекламно-информационный, два – рекламный, по одному – «реклама/частные объявления» и «информационно-аналитический».

3. Читатели

Целевую аудиторию в большинстве изданий видят приблизительно одинаково. Около 65% ориентировано на читателей 25-45 (20-55) лет. 18% нацелено на более широкий охват: от 18-20 до 60-70 лет.

Половина изданий работает для мужчин и женщин, оставшиеся - исключительно для мужчин, кроме челябинского журнала «АвтоЛеди» (женщины, средний возраст – 27 лет).

Практически все рассчитывают на читателя со средним и выше (или высоким) доходом – топ-менеджеров, собственников предприятий, менеджеров среднего звена, госслужащих. В отдельных случаях исходя из специфики журнала заявлена узкая аудитория (автомеханики, инженеры, маркетологи, профессионалы в сфере автоперевозок и др.).

«Параметры» потенциального читателя вне зависимости от сферы занятости следующие: владельцы отечественных и импортных авто, желающие купить или поменять автомобиль, интересующиеся мировым и российским автопромом и автоспортом, любители путешествий.

* Основные характеристики участников опроса - см. таблицу.

Территория и способы распространения

90% журналов - локальные проекты. Межрегиональные сети строят только два ИД: ростовский «Издатель» (журнал «Автоарена» - Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград) и омский «Проспект» (журнал New Auto - Омск, Красноярск, Новосибирск, Тюмень).

Большая часть тиража всех журналов реализуется в городе (от 70 до 95% экземпляров).

22% изданий распространяют тираж в административном центре и других городах региона.

36% выходят за пределы своего региона (5-10% тиража).

Дистрибуция 42% журналов ориентирована только на региональную столицу.

Издания используют все основные каналы дистрибуции: розничную продажу, подписку, бесплатное распространение. Практически каждое СМИ в разной степени сочетает указанные способы.

Бесплатное распространение в качестве основного назвали 45% опрошенных, продажу в розницу – более 20%. Стопроцентную реализацию в розницу (или розница + подписка) практикуют лишь два журнала.

Основными местами бесплатного распространения автомобильных журналов в городах-миллионниках являются:

- автосалоны,

- автомойки,

- автомагазины,

- автосервисы,

- автопредприятия,

- автошколы,

- спортклубы,

- ГИБДД,

- автомобильные выставки,

- автомобильные «пробки»,

- фитнес-клубы,

- элитные отели,

- администрации города и региона,

- банки,

- страховые компании,

- бары,

- рестораны,

- торговые центры,

- борта авиакомпаний,

- поезда местных отделений РЖД.

Далеко не все издатели заявили о существовании собственной редакционной службы распространения. Тем не менее, в 55% редакций такая служба есть.

Содержание

Можно выделить три группы существующих автомобильных журналов: для широкой (в рамках специального интереса) аудитории, для профессионалов (спецтехника, оборудование, грузоперевозки и т.д.), а также издания журнального формата – каталоги (фотообъявления, продукция автосалонов, реестры автотоваров, услуг и т.д.).

Наличие собственного контента отметили в 80% СМИ. В большинстве случаев редакционные (нерекламные) материалы составляют 60%-70% содержания. Журналистами изданий готовятся:

- новости,

- репортажи,

- интервью,

- комментарии экспертов,

- аналитические и популярные статьи,

- тест-драйвы,

- фотоссесии, фотоотчеты.

Большинство рубрик сконцентрировано на автомобильной или околоавтомобильной тематике. Издания из разных городов, как правило, содержат информацию о новинках авторынка, автомобильном законодательстве, автокредитовании, страховании, уроки водительского мастерства, автомобильные истории VIP-персон, путеводители по автомагазинам, автосалонам и сервисам, юридическую консультацию, комментарии, советы сотрудников ГИБДД, статьи об экстремальных видах спорта и т.д. В изданиях для женской аудитории кроме тематических материалов присутствуют рубрики о психологии, семье, здоровье.

В использовании материалов из других источников (Интернет) признались 36% опрошенных. Объем перепечаток варьируется от 5% до 50% в зависимости от характера и редакционных установок издания.

К Интернету обращаются «как к источнику цифр, результатов экспертиз, тестов, материалов, используемых для последующей переработки». Информация со стороны также привлекается в качестве российских и мировых новостей, гороскопов, сканвордов, анекдотов. В каталогах автообъявлений изредка используются объявления из открытых Интернет-источников («в случае недостаточности редакционных материалов для завершения формирования рубрик по конкретным маркам автомобилей»).

Проблемы издателей

Общими для издателей разных городов являются проблемы:

- кадров (до 80% опрошенных),

- полиграфических услуг (около 70%).

Абсолютное большинство отметило трудности с подбором журналистов и работников рекламных служб. Издательские сети испытывают определенные сложности с кадрами в филиалах: «Недостаток опыта в организации редакционных тест-драйвов. На момент открытия филиальной сети головной редакции приходилось ездить в коммандировки и тестировать машины самостоятельно, чтобы избежать падения уровня контента».

В числе «проблемных» специалистов также дизайнеры, фотографы, PR-менеджеры. В двух изданиях ощущают недостаток квалифицированных управленцев.

Кризисное закрытие других СМИ дает потенциальную «рабсилу», однако кадрового голода не ликвидирует. По крайней мере, оптимистично на этот счет высказались только в одной редакции («в связи с кризисом кадровых проблем нет»).

Практически 100% журналов (за исключением двух СМИ) печатаются в типографиях своего города. При этом сложности на данном этапе отсутствуют у 40% издателей. Остальные сталкиваются с высокой стоимостью и несоответствующим ей качеством типографских услуг.

В меньшей степени (по сравнению с кадрами и полиграфией) акцентировано внимание на распространении. В преимущественно бесплатных журналах этот вопрос не посчитали больным. В продающихся указали на монопольное положение «Роспечати», большую плату за вход в розничные сети, «накрутку» стоимости журнала операторами розницы, монополизацию рынка супермаркетов.

В одной редакции испытывают диктатуру издателя в отношении содержания и дизайна проекта. В некоторых названа проблема работы с официальными дилерами и автопроизводителями: сложности с получением качественных иллюстраций, отношение федеральных представительств к региональной прессе («из автомобильных компаний с регионами работает только Ford, из шинников – только Nokian Tyres. Все остальные ориентированы исключительно на федеральные СМИ»).

Для 55% актуальны сложности в сотрудничестве с рекламодателями и недостаточный объем рекламы. Кризис актуализировал новые «трамплины» – резкое сокращение заказов и трудности с неплатежами рекламодателей. При этом сам кризис в качестве отдельной проблемы назвали лишь шесть из 22-х опрошенных.

Реклама

Доля рекламы в структуре доходов большинства автомобильных журналов – от 80%. Стопроцентно на рекламные деньги, исходя из ответов, живут 32% СМИ.

Объем рекламы в содержании изданий колеблется от 25% до 100%. Более чем в половине изданий он превышает 40%.

Виды рекламы, размещаемой в журналах:

- модульная,

- имиджевая,

- PR-сопровождение,

- в отдельных случаях: спонсорство, прайс-листы автосалонов, заказные статьи.

В основном издания практикуют сочетание имиджевой и модульной рекламы. Наиболее часто 50% опрошенных используют модульное размещение.

Исключительно с местными рекламодателями работают только в двух СМИ. В остальных случаях соотношение региональных и федеральных заказов обычно составляет 80-90% к 20-10%.

Ключевые рекламодатели абсолютного большинства СМИ – представители автобизнеса (официальные дилеры, автосалоны, автосервисы, производители запчастей, грузоперевозчики, магазины автохимии, автокосметики и т.п.), а также – банки и страховые компании.

В числе «неавтомобильных» клиентов чаще всего встречаются: турфирмы, бутики имиджевых аксессуаров, магазины мужской и женской одежды, производители алкогольной и табачной продукции, салоны красоты, медицинские учреждения, лизинговые компании, рестораны, развлекательные заведения.

Рекламная политика журналов разная. Кто-то декларирует «индивидуальный подход к рекламодателям по виду услуг и оплаты рекламных площадей», предлагает «услуги на любой бюджет». Кто-то реализует свою систему «воспитания» клиентов: «отказ от работы в части освещения мероприятий и товаров с теми компаниями, которые не дают рекламу в журнал, всевозможные бонусы и бесплатные дополнительные услуги для тех, кто подаёт рекламу». Впрочем, однозначно общим сегодня можно считать одно – корректировку рекламной политики с учетом кризиса.

Журналы в новых экономических условиях

Свои подходы к работе с рекламодателем и ценовую политику в кризисное время пересмотрели в половине СМИ. Основные изменения:

- увеличение скидок и бонусов,

- расширение практики взаимозачетов,

- акцент на комплексные пакеты предложений, в том числе с использованием своих Интернет-площадок,

- оплата в рассрочку,

- снижение цен, появление новых дополнительных услуг и непрофильной рекламы.

Трансформировались параметры изданий. Уменьшение рекламы привело к урезанию количества полос (45% журналов) и периодичности выхода (40%). В последнем случае журналы либо временно сократили частоту выпуска, либо приостановили выход до марта-апреля.

Сжаты штаты, зарплаты, гонорарный фонд, хозяйственные расходы.

В четырех СМИ заявили об изменении содержания. Как со знаком «минус»:

- «в связи с отсутствием рекламодателей практически исчезли тест-драйвы рекламной формы»; «за счет уменьшения количества полос уменьшилось количество публикуемых автообъявлений».

Так и со знаком «плюс»:

- «расширение тематики, увеличение объёмов бесплатных материалов из-за освобождения площадей, ранее занятых рекламой» («Иномарка», Самара),

- «кризис поспособствовал наполнению издания. Появились новые, острые темы, требующие освещения в прессе. В связи с проблемами в данном сегменте рынка как следствие более пристально внимание, растущий интерес аудитории» («Штурман», Уфа).

Планы редакций на текущий год зависят от общей экономической погоды и активности рекламного рынка. Вместе с тем ставятся вполне конкретные задачи развития:

- введение новых рубрик,

- продолжение строительства журнальной сети,

- выпуск приложений,

- более активное продвижение журнала (промоакции, реклама на радио, ТВ, средствах наружного размещения),

- возврат на позиции прошлого года (объем, периодичность),

- увеличение тиража, в том числе на фоне закрытия других изданий.

Рынок автомобильной прессы и последствия кризиса

На вопросы о состоянии рынка автомобильной прессы регионов и влиянии на него кризиса ответили в 15 журналах.

Слабую насыщенность местной автомобильной печатью (главным образом глянцевыми журналами) отметили в Уфе, Нижнем Новгороде, Челябинске, Самаре, Новосибирске, Казани. Как ранее заполненный, но быстро сокращающийся, охарактеризовали рынок Омска.

Сегмент в городах «поделен по формату и контенту»:

- «стабильнее всего положение изданий, базирующихся на частных объявлениях и мелких рекламодателях» («Автостоп», Екатеринбург),

- «рынок автомобильной прессы в тех городах, где распространяется наш журнал (Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград) достаточно насыщен. Но 95% изданий - это еженедельные газеты с частными объявлениями о продаже б/у автомобилей. Они рассчитаны на массовый сегмент и аудиторию с низким и средним уровнем доходов» («Автоарена», Ростов-на-Дону),

- «насыщенность рынка автомобильных изданий в Самаре и Тольятти слабая. Помимо «Иномарки» издаются лишь два журнала с плавающей периодичностью Плюс – две-три газеты автомобильной тематики, размещающих небольшие рекламные модули, строчную рекламу и объявления… В любом случае, 90% автомобильных и околоавтомобильных изданий в Самаре и Тольятти носят рекламно-информационный характер и распространяются бесплатно» («Иномарка», Самара).

Последствия кризиса для сектора автопрессы с точки зрения главных редакторов автомобильных журналов городов-миллионников:

- закрытие части проектов,

- расширение тематики изданий или переориентация на темы туризма, отдыха, экстремальных видов спорта,

- сохранение и укрепление позиций крепких изданий со сложившейся базой рекламодателей, эффективным менеджментом, лояльной аудиторией,

- сокращение тиражей и периодичности,

- кадровые перестановки,

- улучшение качества контента журналов.

В целом руководители автомобильных изданий настроены на то, что специализированных СМИ кризис коснется в меньшей степени, чем, к примеру, «гламурного глянца». Однако о тенденциях пока говорят осторожно, предлагая дождаться середины года. Задача сегодняшнего дня – остаться на плаву и адаптироваться к экономической реальности.

Светлана Салтанова

 

* Общие характеристики автомобильных журналов – участников опроса:

                     Издание,

                      город

Начало выхода,

период-ть

Объем

(стр.)

Тираж

(экз.)

 

          Формат

 

Crazy Car, Казань

январь 2008,

раз в три месяца

76 2 тыс.

рекламно-

информационный

New Auto, Омск

(Красноярск,

Новосибирск,

Тюмень)

июль 2007,

ежемесячно

160-

200

20 тыс.

рекламно-

информационный

"Автоарена",

Ростов-на-Дону

(Краснодар,

Волгоград)

2003,

ежемесячно

от

132

7 тыс.

рекламно-

информационный

"Автоград 34", Волгоград

2006,

еженедельно

40 7 тыс.

рекламно-

информационный

"АвтоЛеди", Челябинск

сентябрь 2007,

10 раз в год

64-94

5 тыс.

рекламно-

информационный

"АвтоОмск", Омск

январь 1998,

еженедельно

до

150

4020 рекламный

"Автосалон", Новосибирск

июнь 2008,

два раза в месяц

80 7 тыс.

рекламно-

информационный

"Автостоп", Екатеринбург

март 1997,

ежемесячно

60-80 7 тыс.

рекламно-

информационный

"АвтоУрал", Екатеринбург

июль 2006,

ежемесячно

80-88

10-25

тыс.

рекламно-

информационный

"Автошанс", Новосибирск

февраль 2004,

раз в две недели

88 15 тыс.

рекламно-

информационный

"Иномарка", Н. Новгород

февраль 1999,

10 раз в год

80-126 10 тыс.

рекламно-

информационный

"Иномарка.Самара-

Тольятти"

декабрь 2002,

ежемесячно

72

9-11

тыс.

рекламно-

информационный

"ИнтерАВТО", Н. Новгород

февраль 2002,

ежемесячно

76 8 тыс.

рекламно-

информационный

"Каталог автообъявлений",

Уфа

май 2002,

еженедельно

48

2,9-4,5

тыс.

реклама/

частн. объявления

"Колеса", С.-Петербург

лето 1998,

ежемесячно

128-

160

50 тыс.

рекламно-

информационный

"Коммерческий

Автотранспорт",

С.-Петербург

2004,

ежемесячно

48-62 15 тыс.

рекламно-

информационный

"Лучший АвтоВыбор",

С.-Петербург

1998,

еженедельно

96-128 20 тыс.

рекламно-

информационный

"Пермский Автокурьер",

Пермь

февраль 2000,

еженедельно

28-40

1,5-2

тыс.

рекламный

"Скорость", Самара

ноябрь 2004,

ежемесячно

от 24 10 тыс.

рекламно-

информационный

"Специальная техника",

С.-Петербург

2006,

раз в два месяца

48 8 тыс.

рекламно-

информационный

"Урал Трак", Екатеринбург

июль 2003,

два раза в месяц

72

6,8

тыс.

рекламно-

информационный

"Штурман",  Уфа

декабрь 2008,

ежемесячно

94-120 10 тыс.

рекламно-

информационный

© 2009 "Экспедишн"
-

ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

© 2005 - 20012 "Экспедишн". Все права защищены. Информация об ограничениях
125040, Москва, 3-я ул. Ямского поля, 18. тел. (495) 783-43-44, 783-43-48, info@exp-edition.ru.